SuccessFactors, или история одного внедрения - Ecopsy SAP SuccessFactors

SuccessFactors, или история одного внедрения

08.06.2020
Майя Колосницына

Партнер ЭКОПСИ

Курс на систему

Touch Bank вышел на рынок весной 2015 года. Он работает по лицензии российского ОТП Банка (входит в венгерскую OTP Group), но операционную деятельность ведет самостоятельно. Компания предоставляет клиентам финансовые услуги через интернет, по каналам мобильной связи и другим онлайн-каналам.

Touch Bank позиционирует себя как инновационный сервис — однако такое позиционирование убедительно, когда не только внешние, но и внутренние процессы организованы с учетом современных реалий. Компания решила, что все рутинные операции, в том числе и в HR-сфере, должны быть автоматизированы с самого начала. «Руководители банка понимали, что, запуская HR-процессы с нуля, лучше сразу выстраивать их правильно, параллельно с внедрением IT-системы», — рассказывает HR-директор Touch Bank Наталья Рощина.В банке сформулировали для себя критерии, которым должна соответствовать HR-IT-система.

  1. Она должна быть универсальной, иметь все необходимые модули для управления персоналом.
  2. Она должна подходить компаниям, работающим в разных странах (в частности, поддерживать разные языки). Систему одобрили кураторы Touch Bank из Венгрии, которые также решили внедрять у себя SuccessFactors.
  3. В базовой комплектации система должна быть максимально готовой к использованию, чтобы ее внедрение заняло как можно меньше времени. Иными словами, требовалось коробочное решение, которое можно быстро настроить под себя.

«Мы просмотрели несколько вариантов и в итоге остановились на SuccessFactors от SAP», — рассказывает менеджер по компенсациям и льготам Touch Bank Равиля Измайлова, HR-администратор системы. По ее словам, SF обладает массой возможностей, и после трех-четырех месяцев настройки с системой можно полноценно работать. Сроки действительно сжатые, так как за это время систему нужно полностью конфигурировать, наполнить нужными формами документов, выстроить маршруты и т.д.

Большинство банковских процессов Touch Bank реализует с помощью облачных технологий, поэтому расположение SF «в облаке» оценили как еще один плюс этой системы. Тем не менее служба безопасности банка тщательно изучила документацию по хранению данных, провела несколько встреч с SAP и только после этого одобрила проект. В конце 2014 года SAP открыла в России собственный data- центр, и это стало еще одним важным аргументом в пользу SF.

SuccessFactors относится к верхней ценовой категории, но преимущества системы перевесили ее стоимость. «Цена аналогичных решений сопоставима. А те программы, что стоят дешевле, пришлось бы серьезно дорабатывать, чего нам не хотелось», — говорит Равиля Измайлова. «Мы воспринимаем затраты на HR-автоматизацию не как расходы, а как инвестиции в процессы и в людей, — добавляет Наталья Рощина. — Touch Bank использует передовые платформы и для интернет-банка, и для CRM, поэтому руководствоваться только ценой HR-системы было бы неправильно».

В первую очередь в компании решили автоматизировать наиболее важные и трудоемкие процессы: систему управления эффективностью персонала и связанный с ней процесс расчета вознаграждения сотрудников. В SuccessFactors это три модуля:

  • Goal Management (постановка целей);
  • Performance Management (оценка достижений);
  • Compensation (система компенсаций и льгот).

Построением системы занималась компания «ЭКОПСИ Консалтинг» — от методологической поддержки в ходе детализации процессов и разработки HR-систем (КПЭ, системы премирования, процедуры регулярной оценки персонала) до настройки SF и ее запуска в продуктивную эксплуатацию.

«Нам было важно, что „ЭКОПСИ“ — универсальный партнер. Они не только помогали нам выстраивать систему управления эффективностью, будучи экспертами в сфере HR, но и как IT-специалисты полностью настроили SF, — объясняет Равиля Измайлова. — Хотелось бы выразить особую благодарность руководителю проекта со стороны „ЭКОПСИ“ Вере Лучанской и всей команде „ЭКОПСИ“ за профессионализм и гибкость».

Управление эффективность

Управление бизнесом невозможно без четкой постановки целей и мониторинга их достижения. Именно этими процессами в банке занялись в первую очередь. В конце 2014 года на стратегической сессии в Touch Bank определили годовые цели (финансовые показатели и бюджет), а затем разложили их на функциональные. После этого компания наметила основные шаги по их достижению и сформулировала ключевые проекты для подразделений. В начале весны были разработаны КПЭ и поставлены индивидуальные цели перед каждым руководителем и сотрудником. Еще два месяца понадобилось на то, чтобы настроить SF, обдумать премиальные схемы, формулы расчета премий и алгоритмы оценки, а также загрузить все цели (количественные и качественные) в автоматизированную систему.

В итоге у банка появилось полноценная карта целей. Она отражает общие, проектные и функциональные цели организации в их взаимосвязи и показывает, каким образом цели банка декомпозируются в цели подразделений и сотрудников (см. рис. 1). Картина регулярно обновляется: сотрудники отмечают в системе, на какой стадии достижения целей они сейчас находятся. Каждый менеджер может в любой момент зайти и увидеть, над чем сейчас работают люди, как далеко от цели находится подразделение и банк в целом. «Правда, некоторые вещи мы пока делаем вручную, — рассказывает Равиля. — Но в будущем хотим настроить модуль так, чтобы SF автоматически подтягивал результаты по целям из внешних систем. По словам Натальи Рощиной, сотрудники еще не привыкли регулярно вносить в систему свои фактические данные по целям, им надо напоминать об этом. «Будем думать, как стимулировать людей. Это задача для нашей HR-службы на 2016 год. Очевидно, пока сотрудники не увидят, чем ценен этот инструмент лично для них, ничего не заработает», — говорит Рощина.

Интересная статья? Тогда потрать 15 секунд чтобы узнать кто такие Экопси!
Мы №1
в HR-консалтинге

 

Более 30 лет
экспертизы

 

30+ проектов по автоматизации HR-процессов

 

Оценка достижений

Сейчас в Touch Bank оценивают персонал один раз в год, однако в будущем планируют внедрить и промежуточную оценку — полугодовую или квартальную.

В конце года в банке анализируют результаты каждого сотрудника, а также выясняют, какие качества он проявил, добиваясь этих результатов. Для удобства в один раздел оценочной формы выводятся цели сотрудника и актуальная информация об их достижении, а в другой включаются компетенции, по которым его нужно оценить. Набор компетенций система определяет автоматически с учетом должности сотрудника и его положения в иерархии. Чтобы сделать оценку объективнее, дополнительно запрашивается обратная связь, то есть в оценочных формах учитываются отзывы коллег, смежников или внешних контрагентов.

Оценка проходит в три этапа. Сначала сотрудник сам оценивает свои достижения и уровень проявления компетенций, затем непосредственный руководитель собирает отзывы других людей о своем сотруднике и оценивает его результативность и компетенции. На третьем этапе оценки «калибруются» на кадровом комитете: руководители при методологической поддержке HR-департамента обсуждают выставленные оценки, обосновывают их и при необходимости пересматривают.

По итогам руководители проводят встречи с каждым сотрудником, озвучивают итоговую оценку и объясняют, почему она такая, что нужно изменить в поведении, а затем обсуждают рабочие цели и цели развития на следующий год.

Не все пожелания по настройке системы удалось полностью реализовать в приобретенной на данный момент конфигурации модулей SF. Так, в Touch Bank хотели, чтобы сотрудники самостоятельно отправляли запросы на обратную связь прямо из оценочной формы. К сожалению, технические возможности SF не позволили удобно организовать процедуру именно таким образом: механизм работал слишком медленно и не обеспечивал достаточной приватности. «В итоге мы нашли компромисс между возможностями системы и нашими ожиданиями, — говорит Равиля Измайлова. — Например, обратную связь по каждому человеку SF автоматически собирает через почтовую рассылку и аккумулирует внутри себя в соответствующей форме оценки».

Кроме того, базовый функционал модуля Performance Management не включает в себя управление развитием сотрудника (в SF имеется отдельный модуль Succession & Career Development). Однако Touch Bank планировал собирать всю необходимую для развития персонала информацию именно в оценочных картах сотрудников, для чего был создан дополнительный раздел комментариев. Здесь сотрудник и его менеджер могут описать сильные стороны человека, зоны его развития, спланировать учебную деятельность на следующий год.

Несмотря на эти ограничения, все этапы оценки проходят в модуле Performance Management. Это, с одной стороны, обеспечивает соблюдение методологии оценки, а с другой — позволяет разгрузить ответственного за проведение оценки сотрудника HR-подразделения. В SF заложены правила заполнения полей формы, так что система не даст сотрудникам сделать что-то неправильно. Маршруты движения форм тоже преднастроены, и администратору достаточно запустить процесс — а дальше система сама рассылает людям нужные формы, следит за их движением и показывает администратору актуальную статистику с нужной детализацией.

Система уже работает: в банке недавно провели с помощью SF первую годовую оценку. «Мы разработали подробные инструкции, провели несколько обучающих встреч, рассказали людям, как устроен SF, — говорит Наталья Рощина. — В целом система интуитивно понятна. Некоторые руководители не смогли присутствовать на этих встречах, но прекрасно сами разобрались в том, что и как нужно делать».

С помощью SAP SuccessFactors вы сможете оперативно настроить любую HR-аналитику со сложной структурой

Денежный вопрос

Touch Bank использует классическую систему вознаграждения: у большинства сотрудников есть ежемесячный оклад и годовой бонус. Для управления этой системой компания внедрила модуль Compensation — он уже работает, хотя, по словам Натальи Рощиной, в нем еще есть ряд неудобств, которые предстоит устранить в 2016 году. «Например, недостаточно гибкая сортировка: SF позволяет фильтровать данные только по цифрам, а нам иногда нужно делать выборку по результатам оценки сотрудника. Или, скажем, система показывает только три даты повышения зарплаты и не подсвечивает весь календарь, — объясняет Равиля Измайлова. — В любом случае мы будем изучать программу, тем более что в будущем планируем вводить квартальные бонусы».

Со временем банку пригодится и HR-аналитика. «Мы видели, что в SF можно оперативно строить подробные отчеты со сложной структурой, но у нас пока не было времени этим заняться. Всеми возможностями системы воспользуемся позже, — продолжает Равиля. — Да и данные надо еще накопить».

SAP SuccessFactors — полноценная ИТ-платформа, которая в целом позволяет уйти от файлов Excel и бесконечных согласований по почте

Выводы

Подводя первые итоги работыс SuccessFactors, в Touch Bank сформулировали основные выводы.

  1. SF — полноценная ИТ-платформа, которая в целом позволяет уйти от файлов Excel и бесконечных согласований по почте. Теперь большая часть HR-данных может храниться централизованно.
  2. SF действительно обеспечивает удобство и прозрачность HR-процессов. Именно к этому стремился Touch Bank.
  3. Не все пожелания можно воплотить в SF. Например, у Touch Bank возникли некоторые сложности с брендированием страниц (цвет, шрифт, добавление картинок). Эти факторы некритичны, но компания сформулировала их как список своих пожеланий.

«Сейчас мы соберем воедино наши идеи по изменению системы и посмотрим, что можно доделать.Параллельно будем изучать другие модули и думать, какие еще HR-процессы полезно автоматизировать, — резюмирует Наталья Рощина. — В целом наши ожидания оправдались: систему удалось внедрить быстро и с минимальными техническими сложностями для пользователей.Мы готовы рекомендовать SuccessFactors как платформу другим компаниям».

Вера Лучанская, руководитель проекта, ведущий консультант «ЭКОПСИ Консалтинг»

Наш проект с Touch Bank оказался очень интересным и содержательно, и с точки зрения результатов. SuccessFactors опирается на современные HR-¬тенденции, которые предполагают высокую степень доверия руководителям и сотрудникам. Это несколько противоречит практике, принятой в России, где HR¬менеджеры не только разрабатывают методологию, но стремятся также контролировать все HR¬события и процедуры. В Touch Bank достаточно открытая культура, и, как мне кажется, мы нашли разумный компромисс между удобством конечных пользователей и интересами HR¬службы банка.Хочется отметить несколько факторов, которые во многом определили успех проекта.

• Заказчик был заинтересован получить конкретную пользу от системы. Это позволяло выстраивать конструктивный содержательный диалог на всех этапах проекта — от разработки системы мотивации и карт целей до настройки отчетов по уже работающим в SF процессам. Никто не тратил время на создание «рюшечек ради рюшечек»: мы отталкивались от конкретной потребности Touch Bank и в каждом случае старались найти оптимальное решение.

• Коллектив банка и его генеральный директор Андрей Козляр открыты к восприятию всего нового. При внедрении IT-¬платформы очень важна готовность сотрудников осваивать систему, разбираться в интерфейсе, кнопках и процедурах. Корпоративная культура Touch Bank ориентирована на технологии, и менеджеры воспринимают автоматизацию процессов как естественный ход событий. Поэтому мы почти не встретили противодействия новой системе. При планировании мы заложили в проект риск сопротивления внедрению, но нам так и не довелось ни разу вспомнить о нем.

• Ключевые пользователи системы в лице HR¬-подразделения были активно вовлечены в проект. Они вникали в содержание, выделяли время на тестирование настроек и необходимое обучение. Это очень важно, так как ни одну IT¬-систему невозможно качественно внедрить без участия заказчика.

По результатам первого цикла использования SF мы сформулировали список необходимых доработок и пожеланий к изменению настроек. Это хороший результат для первого года эксплуатации любой IT¬системы: сколь угодно детально продуманное техническое задание и максимально подробные кейс¬-тесты все равно не позволяют предусмотреть все нюансы реальной жизни. Как говорят IT-разработчики, «воображение конечного пользователя всегда в разы превосходит предусмотрительность самого лучшего архитектора системы». Однако систему изучают, ею реально пользуются, а значит, проект можно признать успешным.